В период 80-90х годов все большее количество техники стали комплектоваться необслуживаемыми карданными передачами. Сюда относятся легковые автомобили, микроавтобусы, грузовики небольшой грузоподъёмности. Такая тенденция повлияла на принципы ремонта автомобилей в официальных автосервисах. Замена крестовин или других износившихся частей кардана по отдельности не выполняется.
Хорошо, если авто на гарантии, и неисправность устранят без участия и вложений клиента. Но после ее окончания, многие начинают искать варианты, где же отремонтировать карданный вал. Такой ремонт вовсе не дешевый, его стоимость колеблется в пределах 30-150 тыс. рублей. Цена зависит от марки автомобиля. Если прибавить сюда еще и стоимость работы, то сумма выходит внушительной. Именно этот аспект заставляет многих владельцев автомобилей искать альтернативные варианты ремонта.
Несмотря на переход к необслуживаемым карданам, карданные передачи обычной компоновки все также встречаются в специальной технике. Они применяются на грузовых автомобилях, имеющих среднюю и большую грузоподъёмность. Главные отличия обычных и необслуживаемых карданов:
1. Крестовина крепится по-разному. У обычных карданов она находится на стопорных крышках, у необслуживаемых соединение неразборное.
2. Разная система смазки. У необслуживаемых карданов она предусмотрена на период от начала и до конца эксплуатации. У обычных смазку можно заменить или пополнить.
3. Подшипник крестовины конструктивно устроен по-другому. У неразборных карданов крестовина фиксируется способом кернения (нанесения засечек). Они находятся на сопрягаемых поверхностях крестовины и посадочных местах (проушинах) на вилке кардана.

Сборка сопрягаемых деталей подразумевает повышенную точность по технологии. Именно поэтому в официальном автосервисе отказываются ремонтировать неразборные карданы привычными способами.
Как правило, карданный вал исправно работает в течении всего срока эксплуатации техники. Если он вышел из строя, производителю проще просто заменить его на новый, нежели производить ремонт по частям. Замена крестовины без применения сложного оборудования невозможна. Но так как это оборудование стоит очень дорого, то нет смысла его приобретать при единичных или не частых поломках. Поэтому, в официальном автосервисе от таких услуг отказались.
Самый главный момент при замене крестовины на необслуживаемом кардане – это этап сборки карданных валов. Этот процесс должен по итогу повторить по своей точности заводские технологии.
Этапы сборки карданного вала:
1. Крестовину снимают с посадочного места, используя специальный пресс.
2. Необходимо подобрать аналогичную запчасть. Но так как маркировка на деталях необслуживаемых карданов отсутствует, то выбрать правильную крестовину сложно.
3. Состояние посадочных мест крестовины подлежит проверке. Они являются упором для подшипника шарнира. Их меняют или же восстанавливают.
4. Крестовину запрессовывают на прежнее место, при этом выполняют центровку деталей по оси вращения, фиксируя в керненных проушинах (должно быть не менее шести точек крепления).
5. Выполняют динамическую балансировку собранного кардана. Нужно устранить дисбаланс для того, чтобы карданный вал не вибрировал при работе.
Для замены крестовины используется профессиональное габаритное оборудование, очень дорогостоящее. Такое имеется в специализированных автосервисах.


Есть еще один способ замены крестовины на необслуживаемых карданах. Он заключается в том, что детали переделываются под крепление стопорными кольцами. Это помогает сделать проще последующие ремонты. Исполнитель должен быть опытным профессионалом, знать способы металлообработки. Именно такие специалисты работают в нашем сервисном центре. Здесь проводят ремонт карданных валов любых типов. В арсенале все необходимые запчасти и оборудование для ремонта негодных керновых крестовин и иных составляющих на неразборных соединениях.

Заменить крестовину на необслуживаемом кардане обойдется в 1 - 2 тыс. рублей. Балансировка после ремонта оплачивается отдельно. Ее стоимость составляет 2,5 - 9 тыс. рублей. Она варьируется исходя из сложности карданного вала (его длины и количества опорных подшипников). Если сравнить цену за ремонт и стоимость нового кардана, то ремонт обойдется в разы дешевле. В нашем сервисном центре также производят ремонт обычных карданных валов. На все виды работ мы даем официальную гарантию, поэтому в качестве услуг можно не сомневаться.
Не секрет, что кустарный ремонт стоит дешевле. Однако непрофессиональное восстановление карданов несет многие риски для клиента. Как правило, условия совершенно не приспособлены для ремонта. Замену крестовины осуществляют при помощи монет или шайб. Их располагают по линии соприкосновения запрессованной детали с посадочным местом, после чего прихватывают при помощи сварки.
Немногие знают, что в процессе сварки деталь нагревается и деформируется, при этом структура металла становится хрупкой. В месте сварного соединения обязательно нарушается центровка кардана. Вследствие чего он вибрирует, крестовина плохо вращается. Мало того, балансировку карданного вала в неприспособленных условиях осуществлять невозможно.
Как следствие кустарного ремонта, увеличивается вероятность поломки не только карданного вала, но и деталей автомобиля, которые с ним сопрягаются. Соответственно и сам карданный вал быстрее выйдет из строя. Поэтому гнаться за дешевизной не имеет смысла. Лучше проводить ремонт в сервисном центре, чтобы быть уверенным в качестве работ и не переплачивать дважды.
Диагностика карданного вала очень важна, если она покажет, что в ремонте нуждается не только крестовина, но и шлицевая пара, следует заменить обе детали. При помощи балансировки определяют величину допусков на осевое биение карданного вала с точностью до сотых долей миллиметра. На глаз или по ощущениям этого понять нельзя. Именно поэтому следует проводить ремонт карданного вала в специализированном центре.
Автор статьи

ООО «Комтранс» - профайл Автора.ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик