WhatsApp







Когда встречаются проблемы с коробкой передач, то чаще приходится заниматься её разбором. Если разобрать, порой, не так сложно, то обратный процесс сборки часто вызывает трудности. Рассмотрим, как собирать КПП МТЗ 80, чтобы всё работало как часы.


Сборка коробки МТЗ-80

Чтобы избежать лишних проблем как при разборке, так и сборке, все действия проводят в определенном порядке. Затем нужно повторить все с противоположной последовательностью. Если во время разборки коробки обнаружены поломки или элементы, которые отслужили свой срок, они заменяются на аналогичные. Важно удостовериться, в том, что все втулки и шестерни являются точными копиями деталей под замену и обладают такими же размерами. Картинка 1 – Коробка МТЗ-80

Коробка КПП МТЗ 80


Подшипники КПП

КПП еще называют «трансмиссия». Внутри встречаются разные компоненты, которые могут быть однорядными шариковыми и игольчатыми.
Среди наиболее востребованных находятся такие размеры:
  • 40х80х18 – используются для фиксации опоры;
  • 45х85х19 – подходит к заднему валу, он отвечает за мощность транспортного средства;
  • 50х90х20 – применяется в первичном вале ВОМ;
  • 30х72х19 – размещается в раздаточной коробке;
  • 40х90х23 – устанавливается в первой передаче и в заднем ходе.

Такие детали можно найти как российского, так и белорусского производства. На рынке также широкого встречаются и китайские варианты.


Правильный порядок при сборке коробки

Есть некоторые правила, которым обязательно нужно следовать во время выполнения работ:
  • посадочные гнезда обязательно смазываются машинным маслом перед фиксацией;
  • пригодные подшипники монтируются до предела;
  • регулировочные прокладки фиксируются точно на свои места.

Производитель каждой детали дает свои рекомендации по крепежам и силе затяжки.


Монтаж деталей и последовательность действий

Всё просто:
1. Косвенный вал и шестерня 1-й передачи соединяются вместе. Подшипники фиксируются с физическим нажатием, туда же устанавливается шестеренка ключевой передачи.
2. Средний вал крепится на шестеренке промежуточного типа с зазорами 0,03-0,05 мм не больше.
3. Каждый элемент коробки имеет свое место.
4. Правильное соединение всех плоскостей, сборка корпуса, проклейка прокладок на их постоянные места.


Как правильно провести регулировку при сборке коробки передач

Просто собрать коробку может быть недостаточно, ее еще нужно отрегулировать. Чтобы упростить процесс есть несколько простых правил:
  • соблюдать точные типоразмеры;
  • вымерять зазоры;
  • прилагать силу для затяжки различных деталей.

К примеру, при сборке КПП важно, чтобы деталь с переключением передач была строго 24,85 мм, а вилка– 25,08 мм. Наконечник – 14, 85 мм, а пазы, куда входят фиксирующие элементы – 10,5 мм. Также специалисты всегда проверяют щеки вилок, с их помощью переключаются передачи, на размер от 8,2 мм.

Коробка передач изнутри


Как измерить нужные размеры в миллиметрах

Поскольку важно соблюдать максимальную точность некоторых размеров, есть специальные приборы, с помощью которых можно проводить замеры.
Ключевым прибором является индикатор. Он показывает все зазоры и размеры.
Его нужно упирать в торец зуба шестеренки, чтобы узнать расстояние до вторичного вала. Это важно поскольку так контролируется высота шестерни главной передачи. Она должна быть в диапазоне 57,85-58,15 мм.


Как сильно затягивать различные соединения

Чтобы обеспечить правильную работу всей механической коробки, важно правильно затянуть соединения.
Единица силы измеряется в Ньютон метрах и должна быть на болтах:
  • 30-40 Н*м – для М10;
  • 50-80 Н*м – для М12;
  • 20-35 Н*м – для стопорных;
  • 18-25 Н*м – для датчиков блокировки.



Установка трансмиссии на место

Первым делом, нужно поставить шестерню вторичного вала, зафиксировать стопорную гайку шплинтом. Проверить правильность регулировки конических подшипников (0,7 – 0,8 кгс·м).
Сначала ставится прокладка на установочные штифты заднего моста, так чтобы ведущая шестерня соединилась с ведомой на дифференциале. Конец внутреннего вала попал в муфту переключения ВОМ и к хвостику коронной шестерни.
Важно, чтобы прокладка была смазана маслом, но не перекрывала масляные окна. Она должна надежно фиксироваться с наружной и внутренней стороны корпуса.
Коробка передач монтируется на свое место, затем устанавливаются узлы и запчасти, что были сняты ранее. Также подключаются топливные и масляные трубки. Их нужно предварительно промыть и проверить на целостность.


Самые распространенные проблемы с коробкой передач

Причин для проверки трансмиссии есть множество:
  • минимальное протекание масла через уплотнитель;
  • бесконтрольное включение и выключение передач;
  • необычные звуки (стук, посторонний гул) часто появляется в случае выхода из строя внутренних деталей.



Неисправности в работе рычага

Если же проблема с рычагом или вилкой переключение замену можно сделать, не снимая весь блок.
Достаточно несколько простых движений, а именно:
  • снять полок кабины;
  • открутить болты;
  • отключить гнездо рычага и нажимное кольцо;
  • достать рычаг вместе с чехлом.


Среди основных поломок, которые довольно легко определить при работе трансмиссии, являются сложности при старте.
Причин может быть две:
  • проблемы с удержанием определенной скорости (плохая фиксация, произвольная смена передач);
  • звуки идут из КПП вовремя переключение передач или езды.
Основная ступень редуктора отвечает за выбор скорости и является довольно сложной конструкцией. Ее дефекты можно не заметить сразу, но они будут видны внутри агрегата. Для их определения нужен хотя бы частичный демонтаж всей коробки и ведущей оси в МТЗ-80.


Проблемы со скоростью

Выбивание передачи во время использования транспорта — это явный признак неисправности в вилке переключения. Поломка может быть, как в самой вилке, так в пружинах-фиксаторах, валах и даже подшипниках. Для выявления неисправности необходимо разобрать рычаг вращения и внимательно его изучить.


Невозможность включение передач

При такой неисправности проблемы могут быть точно такие же, как и в предыдущем пункте. Еще важно соблюдать расстояние максимум 1,6 мм между планками переключения передач.
Вторая возможная проблема связана со сцеплением. Ее можно увидеть в случае, если транспортное средство глохнет после первых секунд старта. Такая неисправность может быть спровоцирована дефектами в системе управления подачи топлива.


Грохот и скрежет при запуске КПП

Грохот и скрежетание при запуске КПП могут быть:
  • постоянными;
  • дискретными (больше напоминают постукивание).
Если же посторонние звуки не исчезают во время движения — это признак того, что крепление валов износилось. Если не принять срочные меры, вал может заклинить коробку передач.
Другой вариант поломки, что сопровождается шумом — это износ подшипников. Если сам рычаг двигается, то проблемой может быть поломка вилки или дефект в переднем мосте.


Рычаг переключения передач На механизме не должно быть трещин, взломов, изогнутых частей, если же они обнаружены, нужна замена.
При обратном монтаже новых деталей важно проверить, чтобы вилки имели зазоры между стенками корпуса (допустимые пределы 0,3 – 1,6 мм). Перед установкой фиксатора удостовериться в свободном перемещении вилки.
В конце установки всех недостающих деталей, стоит убедиться, в том, чтобы втулка шарнира рычага перемещалась без усилий в разных направлениях.


Что такое дефектовка деталей КПП

При осмотре разных деталей из коробки передач, важно правильно определить и отбраковать те, у которых есть дефекты. Чтобы улучшить видимость элементов, их рекомендуют промывать в дизельном топливе или керосине, а затем дать высохнуть.
Основные моменты в деталях, что точно нуждаются в замене:
  • наличие трещин на корпусе;
  • стаканы в корпусе разбитые;
  • вилки погнутые или их щечки находится не параллельно по отношению друг к другу;
  • наружная обойма подшипников должна вращаться относительно внутренней;
  • изношенность наконечника на рычаге КПП.
Все подобные дефекты устраняются путем замены вышедших из строя деталей на точно такие же.


Заключение

Сборку подобного механизма всегда нужно заканчивать тестовой проверкой с запуском двигателя и переключением передач.
Если сам рычаг стоит на нейтральной позиции, каждая передача должна свободно переходить на другую. Никакое заедание или торможение при этих действиях не допускается.


Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
МЕХАНИК