Модель автомобиля УАЗ 469 разрабатывалась для использования в различных условиях во всех имеющихся
в стране климатических зонах. Для дорог, зачастую не имеющих асфальтового покрытия. Автомобиль с
тяговым передним мостом успешно преодолевает любые сложные участки бездорожья. Однако, даже такие
машины, как УАЗ 469, часто нуждается в ремонте.
Рассмотрим, какие проблемы чаще всего появляются в машине. Зачем нужен передний мост и как провести ремонт.
Конструкция у него более сложная, чем у заднего моста. Причины просты. Он выполняет главную функцию управления автомобилем, а также:
- Изменяет траекторию движения автомобиля.
- Передает, изменяет, распределяет крутящий момент к передним колесам от работающего двигателя, за счет чего автомобиль обладает повышенной проходимостью.
- Посредством соприкосновения колес с покрытием дороги происходит передача вертикальных движений колес кузову автомобиля.
- Обратная передача различных толчков и вибраций от корпуса к колесам.

Выделяют следующие:
- с разрезной конструкцией обычного типа - «Тимкен»;
- с разрезной конструкцией обычного типа - «Тимкен»;
- «Спайсер» является одной из последних моделей моста.
Алгоритм такой:
- Производится фиксация задних колес автомобиля с помощью колодок.
- Отключаются трубки, которые устанавливаются на лонжеронах, от шланга, соединяющего их с тормозными механизмами для колес.
- Отсоединяются шланги, откручиванием и снятием крепежных гаек.
- Откручиваются гайки, удерживающие амортизаторы в их нижней части.
- Производится отсоединение фланцев ведущей шестерни от карданного вала.
- Отсоединяется тяга, снимается гайка с шарового пальца сошки.
- Отсоединяется стремянка от передних рессор.
- Демонтируются стремянки, прокладки, накладки.
Примечание: Перед демонтажем нужно установить домкрат. При наличии у моста подвески пружинного типа, демонтаж производится согласно вышеописанному. Затем отсоединяются стабилизаторы. Далее производится отсоединение от кронштейнов.

Обычно следующие:
- Нет необходимости разложить всю конструкцию на винтики. Иногда, чтобы понять причину поломки, достаточно знать, что, если в области моста слышен посторонний шум, то возможно изношен редуктор или необходимо произвести смазку подшипников.
- Если появляется люфт передних колес, возможно неисправна цапфа, шарнир равных угловых скоростей (далее ШРУС). Возможно, неправильно установлены шкворни, которые фиксируют опору шарового типа.
- Если слышится необычный хрустящий звук при поворотах, исходящий от колес, и происходит стопорение колеса, то возможен вылет шариков-подшипников. Кроме того, возможно, неправильно установлены шкворни. Значит, требуется регулировка шкворней либо замена.
- Если сильно изношены покрышки, нарушена устойчивость всей конструкции, управление автомобилем усложняется, то следует уделить внимание на то, под каким углом находятся передние колеса. Для этого машину ставят на ровную поверхность и проверяют правильность установки колес. В таблице 1 приведены рекомендуемые значения углов установки колес.
Марка автомобиля | Угол продольного уклона шкворней | Угол бокового уклона шкворней | Угол развала колес |
УАЗ 469 | 3°±30′ | 469 – 8° | 1°30’±15′ |
УАЗ 469 Б | 5°30′ |
Основные части опорного моста:
- Картер или иначе называется чулок
- Главная передача
- Дифференциал

Процесс осуществляется по следующему порядку:
- Конструкция располагается на стенде.
- После скручивания гаек производится снятие колес.
- Раскручивание гайки, с помощью которой происходит присоединение к рычагу кулака пальца тяги. Снятие сошки.
- Снятие тормозных барабанов путем откручивания удерживающих их винтов.
- Демонтаж муфты отключения колес.
- Выпрямляется шайба. Гайку откручивают одновременно с контргайкой. Затем они демонтируются. Далее демонтируется ролик и кольцо.
- Демонтаж ступиц.
- Снимаются цапфы и щиты посредством скручивания болтов.
- Демонтируется тяга рулевой трапеции вслед откручивания гайки, являющейся крепежом пальцев.
- Разъединяется полуосный кожух от опоры. Извлекаются опоры. Снимаются упоры, предназначающиеся для ограничения поворотов колес.
- Производится демонтаж рулевой трапеции с предварительным откручиванием гайки крепления пальцев.
- Из кожухов выпрессовываются опоры.
- Производится демонтаж тяги трапеции, откручивание гайки, являющейся крепежом пальцев.
- С кулака снимается рычаг и прокладки посредством скручивания гаек.
- Снимается верхняя накладка шкворня, регулирующие прокладки, путем откручивания гаек. Затем снимается накладка, находящаяся в нижней части шкворня.
- Производится снятие сальника посредством скручивания болтов.
- После выпрессовки шкворней, с применением специального приспособления, демонтируется корпус кулачка.
- Примечание. Специальное приспособление можно изготовить самим. Берется металлическая пластинка. В ней делается отверстие для болта. Понадобятся две шайбы и две гайки. Закручивая болт, находящийся по центру, можно вытянуть шкворень. При этом пластина служит упором в имеющиеся болты.
Для регулировки нужен запас новых деталей: сальников, втулок. Далее выполняем следующее:
- В шаровую опору запрессовывается втулка.
- Поверх втулки устанавливается новая шайба.
- Берется металлический валик с заостренными концами. Одним краем валик с надетой на него шайбой, диаметр которой 27 мм, упирается в центр шкворня. Другой его конец должен упереться тоже по центру. В противном случае берутся дополнительные шайбы и подставляются под имеющуюся шайбу.
- Затем примеряется корпус. Конструкция соберется в случае совпадения центра большого отверстия кулака с центром опоры.
- Усилие затяжки шкворней не должно препятствовать повороту опоры. Шкворни затягиваются с усилием, позволяющим поворачивать опору. При движении шкворня вслед за опорой, нужно слегка подточить его и попробовать установить вместе с соединительной втулкой.
- В цапвах рекомендуется заменить втулки. Если нет возможности заменить, то можно подогнать под нужный размер с помощью развертки. Если одна из половин ШРУСа проворачивается туго, необходимо продолжить подгонку во избежание возникновения люфта.
- Необходимо установить втулки с разных сторон от корпуса для равномерного распределения нагрузки от поворота колес.
Примечание. Для плотного соединения половинок ШРУСа рекомендуется воспользоваться бронзовой втулкой для опоры.
При сборке соблюдается порядок обратный демонтажу, но с некоторыми нюансами.
- Производится выпрессовывание втулки в кулачную цапфу в одной горизонтали с торцевой частью гнезда.
- Канавки для смазки на шайбах направлены строго к шарниру. Назначение этих шайб заключается в ограничении подвижности шарнира. Крепятся шайбы методом кернения в нескольких точках по окружности.
- Новые шкворневые втулки опрессовываются и подкручиваются до диаметра 25 мм. Проверить можно калибром 24,995 мм. Измерительный инструмент должен проходить по втулкам.
- Устанавливается шарнир в опору, куда предварительно закладывается специальная смазка.
- Втулки и шкворни до сборки тоже обрабатываются специальным жидким смазочным средством.
- В шкворневые втулки ставятся прокладки для достижения нужного натяжения вдоль оси шкворней. Их количество варьируется, но чаще требуется не менее пяти штук. Разница толщины прокладок с двух сторон втулки не должна отличаться более чем на 0,1 мм.
- Пропитывание кольца маслом, предварительно подогретым, осуществляется до установки сальника опоры.
- Собранная конструкция испытывается на стенде в стабильном виде и с нагрузкой, которая создается торможением полуосей. О правильности выполнения сборочных работ можно судить по отсутствию повышения температуры, излишнего шума и подтекания масла в конструкции.
На этом демонтаж закончен.
Корректно ремонтируйте передний мост и ездите на УАЗ 469 с удовольствием!
Автор статьи

ООО «Комтранс» - профайл Автора.ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик