WhatsApp



Рекомендации по ремонту компрессора Грузового автомобиля МАЗ

Компрессор имеет производительность 201 л/мин, а коленчатый вал двигателя вращается со скоростью 2000 об/мин.

Неполадки, при которых необходимо разбирать компрессор:
• При работе слышен сильный шум или постукивание;
• Масло выбрасывается компрессором в нагнетательный трубопровод.

Прежде чем разобрать и снять компрессор с двигателя нужно снять приводной ремень, трубопроводы отсоединить, а болты крепления компрессора отвернуть. Рекомендации по ремонту компрессора Грузового автомобиля МАЗ

Порядок разборки компрессора:
• Пробки нагнетательных клапанов необходимо вывернуть и достать пружины и клапаны;
• Вывернуть седла клапанов, используя квадратный ключ с размером головки 10*10;
• Снять шкив компрессора, используя съемник. Сегментную шпонку необходимо выбить;
• Гайки шпилек крепления головки компрессора необходимо отвернуть. Прокладку отделить от головки. Головку компрессора необходимо снять;
• Необходимо вынуть пружины и впускные клапаны из гнезда в блоке цилиндров;
• Болты отвернуть и снять патрубок подвода воздуха;
Болты отвернуть и снять патрубок подвода воздуха • Крышки шатунов необходимо снять, поршни с шатунами в сборе вынуть из блока поршня;
• Поршневые кольца снять, извлечь заглушки и поршневой палец, шатун и поршень разъединить;
• Болты выкрутить, переднюю и заднюю крышки картера снять;
• Уплотнитель задней крышки извлечь, упорную гайку заднего подшипника коленчатого вала выкрутить, замковую шайбу вынуть;
Уплотнитель задней крышки извлечь, упорную гайку заднего подшипника коленчатого вала выкрутить, замковую шайбу вынуть • Через гнездо переднего подшипника в блоке необходимо выбить коленчатый вал в сборе с передним подшипником. Передний подшипник распрессуйте от коленчатого вала;
• Стопорное кольцо заднего подшипника достать, задний подшипник из блока выпрессовать;
• Из гнезда передней крышки достать сальник;
• Блок и картер разъединить между собой, гайки шпилек выкрутить, прокладку убрать.
• После разборки все детали промыть, внимательно просмотреть. Отверстия необходимо продуть сжатым воздухом.


Контроль составляющих элементов компрессора на предмет износа

Рассмотрим основные возможные дефекты компрессора:
К дефектам головки блока относят появление трещин, сколов, резьбы в конических отверстиях под штуцера и угольники трубопроводов могут быть сорваны, на плоскостях примыкания к блоку может наблюдаться коробление.
К дефектам блока цилиндров относят появление трещин, надломов, задиры на поверхности, зеркало цилиндров также может износиться.
К дефектам кратера компрессора относят выработку гнезд под подшипники, резьбы могут быть сорваны, видимые сколы или трещины.
К дефектам коленчатого вала относят изношенные шатунные шейки, уплотнительные соединения задней крышки и сальника передней крышки.
К дефектам поршней компрессора относят наличие задиров, юбка может быть изношена, облом поршневых колец, износ отверстий под пальцы.
К дефектам шатуна компрессора относят изношенную поверхность втулки верхней головки и вкладышей нижней головки.

Замена элементов компрессора:
После определения дефектов деталей, производят их ремонт или замену. Сорванную резьбу в головке блока или других составляющих компрессора восстанавливают. Если обнаружен износ седла, то их меняют на новые с обязательной последующей притиркой. Изношенные шпильки и гайки, которые уже не плотно соединяют детали меняют на новые.
Также подлежат замене блок цилиндров со сколами и трещинами или другие составляющие компрессора.
Если в негодность пришел цилиндр, то его растачивают и подгоняют под нужный размер соответственно таблице 1. Следует выдерживать требования к овальности, она должна быть не более 0,013 мм, и перпендикулярности поверхности цилиндра к плоскости разъема с кратером. Перпендикулярность не должна быть больше, чем 0,03 мм на длине 100 мм.
Поршни и поршневые кольца идут ремонтными комплектами на замену согласно таблице 2.
Важно, чтобы разница в весе поршней была не выше 15 гр. Если коренные шейки износились до диаметра меньше, чем 34,99 мм то их наращивают до диаметра 35 мм.
При износе шатунных шеек их подвергают шлифованию под нужный размер, и потом под этот размер подбирают комплекты шатунных вкладышей.
Все составляющие поршневой группы подбираются по группам. Каждой группе соответствует определенная маркировка. Точность подбора нужно соблюдать при выборе поршня и поршневого пальца, они должны быть только из одной ремонтной группы.
Для шатуна можно подобрать палец из соседней группы.
Погнутый шатун можно править. Отверстия головок шатуна могут быть непараллельными лишь на 0,1 мм на длине 100 мм.
Соединительные элементы, такие как сальник или уплотнения не подлежат ремонту, их сразу меняют на новые.


Этапы сборки компрессора:
Собираем поршень с шатуном, при этом шатун должен сидеть в отверстии шатуна плотно, прикладываем усилие большого пальца.
При подборе шатуна с пальцем детали не смазываем, соблюдаем температурный режим в помещении, от 10 до 30 градусов. Детали смазываем моторным маслом только при окончательной сборке.
При подборе шатуна с пальцем детали не смазываем Компрессионные кольца устанавливаем на поршень проточкой вверх.
Стыки компрессионных колец должны располагаться в вертикальной плоскости оси поршневого пальца. При этом они должны находиться с противоположных по диаметру сторон поршня.
Задний шарикоподшипник коленчатого вала вставляем в картер компрессора методом прессования. Далее на коленчатый вал напрессовывают передний подшипник.
Коленчатый вал устанавливают в картер. При этом одевают замочную шайбу заднего подшипника. Гайку затягивают до упора внутреннего кольца подшипника в коленчатый вал. Гайку законтривают.
В переднюю крышку картера запрессовывают сальник и устанавливают, предварительно смазав его моторным маслом.
Пружину и уплотнитель вставляют в гнездо коленчатого вала. Во время сборки пружины необходимо ее концы завести в область сверления коленчатого вала и уплотнителя.
Поставить на место заднюю крышку картера. Обратить внимание, заглянув в отверстие крышки чтоб уплотнитель свободно перемещался в гнезде. Коленчатый вал следует провернуть с усилием, не более 3 Нм.
В блок седла прессуют направляющие 26 впускных клапанов и устанавливают их.
Устанавливают плунжеры в их гнезда вместе с резиновыми кольцами, предварительно смазав моторным маслом. Обратить снимание, что плунжер должен свободно ходить. Штоки с гнездами в сборе ставим на место, а также пружину и коромысло разгрузочного устройства.
Поставить прокладку, далее идет процесс сборки картера с блоком цилиндров.
Зеркала цилиндров смазать моторным маслом.
Зеркала цилиндров смазать моторным маслом Поршни в сборе с шатунами и компрессионными кольцами обжимают и устанавливают в цилиндр.
Собрать нижние головки шатунов, предварительно установив шатунные вкладыши, соблюдая момент затяжки 12,25-13,7 Нм.
Подтянуть гайку так, чтоб отверстие под шплинт совместилось с отверстием в шатунном болте. Зазора быть не должно.
Контролировать, чтоб коленчатый вал легко вращался, учитывая, что момент для проворачивания коленчатого вала был не более 3 Нм.
Прокладку и головку цилиндра ставим на место. Затяжка гаек должна быть равномерной, с моментом затяжки 12-17 Нм.
Прокладку и головку цилиндра ставим на место. Затяжка гаек должна быть равномерной Головки цилиндров седла нагнетательных клапанов собирают на место, шпонку устанавливают и надевают шкив привода путем прессования. Шплинтовать шкив гайкой.


Тонкости испытания компрессора

Для испытания компрессора необходим специальный стенд. Условия испытания: 1200—1350 об/мин коленчатого вала и давлении масла в смазочной системе 118—245 кПа. Температура масла должна быть не ниже 50 °С. Компрессор должен проработать на холостом ходу 5 минут, после чего нужно проконтролировать такие параметры:
  • Шумовые характеристики;
  • Постукивание поршней;
  • Постукивание пальцев;
  • Утечка масла;
  • Нагревание подшипника.
  • Когда испытания закончены, компрессор ставят на двигатель. Выполняют регулировку нужного положения шкивов вентилятора и компрессора при помощи прокладок. Также выполняют регулировку натяжения приводного ремня компрессора. Нужно помнить, что компрессор производительностью 270 л/мин при 2000 об/мин коленчатого вала имеют отличия в устройстве клапанов. Такие виды компрессоров выпускаются с 1999 года. В них нет пробок нагнетательных клапанов, зато имеется крышка в головке блока цилиндров. Порядок разборки и сборки такой же, но с учетом его особенностей клапанной системы.



    Автор статьи

    Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
    ООО «Комтранс» - профайл Автора.
    ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
    Главный механик