WhatsApp



Устройство работы

В настоящее время УАЗ не теряет актуальности благодаря своему длительному сроку эксплуатации. Машины продолжают усовершенствовать и дополнять, оставляя его конкурентными в автомобильной среде. Сцепление УАЗ «буханки» считается одной из самых проблемных зон. Обычно ТО механизма уделяется слишком мало времени, что сказывается на долговечности. Ниже мы постараемся подробнее рассказать о регулировке и увеличении периода эксплуатации данного механизма.

УАЗ буханка1

На самом деле с вопросами работы сцепления сталкиваются практически все автомобилисты. УАЗ «буханка» имеет сухое сцепление однодискового вида. Оно включает в себя следующие компоненты:
  • ГЦС
  • РЦС
  • диск, пружины, рычаги
  • муфта
  • подшипник
  • ведущий диск
  • накладки
  • корзина

Сцепление даёт плавное начало движения с места без рывков, путем сопряжения двигателя и коробки передач. При утапливании педали осуществляется временное отсоединение ведущего и ведомого дисков, позволяющее выполнять переключение. В свободном месте педали, диски полностью соединены, и механизм трансмиссии передает момент крутящего типа. Для этого корзину изготавливают из специального материала, выдерживающего высокие температурные показатели, а диск монтируется вместе с пружинами. Они в свою очередь защищаются от возможного увеличения температуры и выхода за предельные значения. Для этого применяются термоизолирующие прокладки.

Проблемы и способы их устранения


Виды неисправностей Необходимые действия для устранения проблем
Сцепление не выжимается Диагностика и ТО, замена пришедших к износу элементов, смазка и обеспечение необходимого количества жидкости
«Касание» диска из-за простоя транспорта Посетить сервисный центр
«Ведет» сцепление:
Ход свободного типа выходит за установленные значения

Нужна регулировка
Износ или нарушение целостности ведомого диска Смена диска или коррекция
Трещины в ведомом диске Смена детали
Попадание воздуха в гидравлический привод Прокачка механизма
Заедание ступицы Устранение повреждений (забоины, заусенцы и пр.)
Рачажки оттяжного типа находятся на некорректной дистанции Демонтаж корзины и корректировка
Невозможность запуска автомобиля, при педали в нижней области возникает в случаях:
Отсутствие хода свободного типа педали сцепления


Регулируем привод
Некорректная выполнение своих функций дисков нажимного вида Необходимо поменять детали или убрать причины заедания
Неисправность нажимных пружин, сниженное усилие Замена запчастей
Обнаружение масляных пятен Обезжирить и вытереть
Перегрев при длительном буксовании Дать время механизму остыть самостоятельно
В случае возникновения рывков или вибрации, при включении, возможно наличие следующих неисправностей:
Попадание масла на поверхность трения дисков

Замена диска, обезжирить или удалить имеющиеся неровности на поверхности нажимного диска и маховика
Износ фрикционных накладок Замена накладок
Возникновение посторонних шумов при нажатии на педаль:
Нарушение работы подшипника или отсутствие в нем смазки

Заполнить маслом или заменить подшипник
Износ оттяжной пружины Замена пружины


Особенности корректировки

Корректировку сцепления следует производить после смены диска сцепления или отдельных его частей и при дисковом износе. Однако возникают ситуации, при которых выполнять корректировку крайне нужно, чтобы сохранить работоспособность своего верного и надежного транспортного средства. При появлении пробуксовки, резких подергиваний и постороннего шума, особенно когда выключается сцепление, ощутимому изменению хода свободного типа или жезападанию педали, утечки в приводе сцепления следует отрегулировать сцепление.

Различного рода неисправности требуют регулировку разных частей сцепления. Остановимся на каждом более подробно.

Регулировка хода

Для начала давайте разберемся, что такое свободный ход и его идеальная работа на УАЗ «буханка». Если коротко, то это расстояние перемещения педали сцепления из верхнего места до начала сопротивления, когда выполняется переключение передач. Это расстояние можно измерить без особых знаний и навыков. Для этого понадобится одна лишь линейка.

Линейкой измеряем величину свободного хода педали привода выключения сцепления, который должен быть в пределах 35–55 мм для пружинно-рычажного сцепления и 5–30 мм — для сцепления с диафрагменной пружиной, и вращая шток пассатижами, устанавливаем требуемое положение педали.

Pегулировка сцепления с помощью штока

Полный ход

Он должен составлять от 180 до 220 мм. Это расстояние обеспечивает исправную работу всей системы сцепления. Если это расстояние сбилось в ходе эксплуатации, ремонта или из-за возникновения неисправностей, отрегулировать можно, поменяв толкательную длину ГЦС. Ослабляем гайку толкательного узла регулировочного типа, демонтируем вилку и, проворачивая в подходящую сторону, обеспечиваем нужное положение.

Корректировка требуется при возникновении пробуксовывания на повышенных оборотах, при появлении рывков и вибраций в момент, когда включается сцепление. Чтобы провести настройку, коробку ставим на нейтраль, затем демонтируем картер. Визуально оцениваем состояние муфты, она может быть элементарно замасленной. Это ведет к скольжению. Выход – тщательная промывка в бензине. При отсутствии замасливания можно произвести настройку положения муфты, демонтировав с нее подшипник и настроив ход с помощью корректирующих гаек.

Корректировка гидропривода заключается в замене жидкости, которую следует осуществлять не реже чем 1 раз за 365 дней. Для этого необходимо убрать отработанную жидкость. Чтобы облегчить процесс дальнейшей замены, эффективнее слить из емкости имеющуюся старую жидкость при помощи трубки или шприца, долить новую жидкость до отметки, а затем уже приступить к сливу жидкости непосредственно из РЦС:
  • снимите колпак;
  • установите гаечный ключ;
  • наденьте трубку на клапан, другой сторону поместите в место с небольшим количеством тормозной жидкости;
  • можно попросить другого человека 3-4 раза надавить на сцепление с интервалами в одну или две секунды и потом некоторое время фиксировать педаль в выжатом виде для формирования давления в РЦС;
  • проверните ключ на три с половиной оборота;
  • затем старая жидкость стечёт самотеком;
  • пойдет чистая без пузырьков;
  • когда это случится, закройте клапан. Обратите внимание на уровень жидкости в бочке, если возникнет необходимость, ее следует долить.

УАЗ буханка2

После замены (или при наличии нестабильной работы сцепления, например, излишне мягкое давление на педаль) стоит прокачать сцепление, т.к в РЦС может быть воздух. Достаточно повторно отвернуть штуцер на три четверти оборота и попросить кого-нибудь надавить на педаль до момента, когда из трубки не будут выходить пузырьки. Когда педаль выжата полностью, но пузырьки продолжают выделяться, то надо завернуть штуцер и продублировать действия пару раз, заливая жидкость в емкость автомобиля. После этого следует резко надавить на педаль и держать её. В этот момент завернуть штуцер и закрыть его колпаком защитного типа.

Применять использованную жидкость не рекомендуется, т.к в ней могут содержаться следы работы тормозной системы.

Регулировка лапок сцепления

Важным узлом сцепления является корзина. Если лапки в ней разболтаются и окажутся на разных расстояниях, то будет происходить сильнейший износ компонентов корзины, влекущий за собой серьезные последствия. Для их регулировки потребуется извлечь корзину, установить ее на ровную поверхность и путем вращения регулировочных винтов обеспечить расстояние от поверхности до вершины лапок в 515 мм (с погрешностью ±7,5 мм). Допускается снимать винты и закручивать их обратно необходимое количество раз для обеспечения требуемого значения. Высота каждой лапки должна быть на одном уровне, допустимая погрешность не более 0.2 мм.

Действия, поддерживающие работоспособность

Чтобы сцепление вашего автомобиля работало как можно дольше и без нареканий, требуется выполнять самые простые поддерживающие действия. А именно контроль уровня жидкости в баке сцепления, замена жидкости не реже чем раз в год, регулировка отдельных блоков, при замене или возникновении нестабильной работы системы, о которых мы рассказали выше.

Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
МЕХАНИК