WhatsApp



Чтобы МАЗ работал всегда без нареканий, необходимо вести контроль над его техническим состоянием. Значительная нагрузка у машины идёт на сцепление. Соответственно, особое внимание требуется уделять регулировке механизма. Это не так легко, как кажется. Лучший вариант – довериться опытным специалистам, чтобы они выполнили всё максимально корректно и обеспечили автомобилю долгий срок эксплуатации.
Рассмотрим, как грамотно делать регулировку и о чём надо понимать на протяжении всего процесса.


Из чего состоит сцепление

Если говорить подробнее об устройстве сцепления, то следует понимать, что оно состоит из множества элементов:

  • диск;
  • маховик;
  • пружинное устройство;
  • вилка;
  • лепестковый механизм (с одним или двумя дисками);
  • вал;
  • накладки;
  • усилитель;
  • муфта;
  • главный вал;
  • защита;
  • подшипник.


Каждая часть имеет свои особенности в эксплуатации.

Картинка 1


Как работает механизм

Полностью исправное устройство работает так:

  • после первоначального нажатия на газ, вал вступает в действие и проворачивается;
  • образование углубления;
  • далее идёт давление от подшипника на кольцо рукояти, которая отводит диски;
  • устройство сжимается, вызывая смещение диска в сторону маховика.


Если механизм работает не так, значит присутствует некорректная работа.


Проблемы работы у сцепления и их причины

Когда происходят проблемы с функционированием сцепления, необходимо их правильно выявить и устранить. Неисправности бывают разные, но на каждую найдётся способ решения.

Чаще всего происходит заедание педали, когда она не становится в исходное место. Сперва требуется поменять клапаны и почистить цилиндры в устройстве. Необходимо привести в порядок углубление между кольцом и крышкой сзади. Проследить за тем, чтобы у тяги не было нареканий в функционировании, чтобы пружинный механизм располагался как можно ближе.

Если возникает общая проблема работы в механизме сцепления, то по классике происходит буксование ввиду износившихся накладок, проблем с ходом педали и поршневой областью. Требуется регулировка хода, замена на новые или прочистка керосином накладок.

Когда не полностью прекращается работа сцепления, происходит неправильная работа пневматической системы. Здесь решение проблемы кроется как в замене устаревших элементов, так и в повторной регулировке штока и устранении негерметичного состояния манжета поршневой области.

Типичные неисправности можно представить в таблице:


Неисправность Признаки Что делать
С педалью Заедает педаль в процессе движения, нет возврата в начальную точку. Замена клапанов, чистка. Проследить за тягой.
Со сцеплением ТС буксует, заедает поршневая область. Отрегулировать педаль, чистка или полноценная замена накладок.
С пневматической системой Не полностью прекращается работа сцепления после остановки автомобиля. Замена устаревших деталей, регулировка штока и устранение проблем с герметичностью манжета.



Замена и снятие сцепления

Чтобы выполнить замену устройства сцепления, необходимо правильно снять его с машины.

Заменяется сцепление исходя из четырёх общих этапов:

  • снятие сцепления;
  • разбор старых деталей;
  • сборка новых элементов;
  • монтаж сцепления.



Алгоритм действий

Для снятия сцепления нужно следовать по следующим этапам:

  • поставьте ТС на открытом участке земли;
  • отсоедините аккумулятор;
  • снимите карданный вал;
  • уберите привод колёс;
  • отделите датчик;
  • уберите выключатель;
  • снимите фиксатор мотора;
  • снимите картер, демонтировав крепежа;
  • снимите КП;
  • переведите сцепление в зад;
  • снимите вал устройства;
  • уберите крепёжные болты;
  • снимите кожух и диск.


Такая последовательность действий позволит корректно выполнить всю работу, не повредив конструкцию.


Соберите таким образом: сначала закрепите на пружинном агрегате накладки и соберите диск. После объедините диск с кожухом. Собранную конструкцию поставьте в картер сцепного агрегата.


Как проводится регулировка

Перед регулировкой подготовьте инструменты: ключи, линейку и штангенциркуль для измерения. Отрегулируйте педаль газа (повысить или понизить ход) путём выжимания газа до предела. Затем педаль отпускается и измеряется расстояние до нижней точки устройства. Помните: амплитуда хода - не больше 160 мм. И наконец, крепёжные элементы фиксируем и замеряем ход.

Важно! Не забудьте после работы настроить корзину вашего ТС.

Картинка 2


Как и зачем прокачивать сцепление

Прокачка выполняется только тогда, когда она действительно необходима. Если в гидравлический механизм вдруг попал воздух или возникают проблемы во включении передач – нужна прокачка.

Алгоритм:

  • 1. Заполните бак гидравлического механизма (до 1,5 см) специальной жидкостью.
  • 2. Уберите с клапанов всю грязь и снимите кожух.
  • 3. Сверху основного цилиндра наденьте шланг.
  • 4. Свободный конец поэтапно опустите в бак гидравлического механизма с жидкостью.
  • 5. Совершите 4 нажатия. Во время первого отверните клапан наполовину.
  • 6. Перестаньте нажимать на педаль в той точке, когда пузырьки воздуха в жидкости пропадут. Если жидкости стало меньше, необходимо дополнить ее объём.


Важно! Обязательно измерьте на максимальных показателях ход штока гидравлического механизма. Норма составляет 18 мм.


Почему важно проходить техосмотр

Чтобы сцепление сохраняло свою работоспособность, своевременно проходите техосмотр.

Осмотр проводится следующим образом:

  • 1. Осматривается педаль и регулируется ее свободный ход.
  • 2. Прокачивается гидравлический привод.
  • 3. Осматриваются элементы крепежа картера, если он расположен непрочно, затягиваются гайки.
  • 4. Осматривается пружинное устройство, смазываются специальной жидкостью подшипники и муфта.
  • 5. Проверяется на исправность выключатель сцепления.
  • 6. Педали и вилки проверяются на предмет повреждений.
  • 7. Устраняется негерметичность устройства.
  • 8. Проверяется на исправную работу основное цилиндрическое устройство.


Своевременный технический осмотр позволит сохранить ТС и его конструкцию в целостности и максимально работоспособности на протяжении длительного времени.


Как выполнить регулировку на ЯМЗ 238

Особенности работы мотора влияют на функционирования сцепления. Рекомендуется минимум 1 раз за 6 месяцев проходить техосмотр, чтобы машина и её механизмы не сломались.

Регулировка начинается с замера свободного хода педали (3,4-4,3 см). Если показатели не соответствуют стандартам, регулируем углубление от 2-го диска до кольца рычагов (менее 6,4 мм).

Выполним регулировку включения механизма авто. Не допускайте полное отсутствие углубления, это чревато последствиями неисправности!

Собираем диск с кожухом, настраиваем кольцо. Далее ставим пластины, зафиксировав пружинистые шайбы.

Будьте внимательны: перекошенное положение кольца может помешать работе диска и нанести ему повреждения.

Картинка 3


Выполняем замену

Замена сцепления - задача не из простых. Как минимум, вам нужен специалист, который разбирается в тонкостях функционирования, либо опытный помощник. Процесс довольно сложен и потребуется много времени. Может занимать по времени даже несколько дней. Все пройдёт успешно, если выполните работу строго по правилам и будете устанавливать детали по схеме в строго определенном порядке:
1. Снимем коробку передач у машины и отвернём крепления у кожуха.
2. Убираем диск и кольца, предварительно отвернув планки.
3. Затем снимем остальные диски.


Это был предварительный этап, и после него вы можете начинать установку.
1. Ставим косвенные диски, затем ключевые диски, средний со штоками и нажимной.
2. Центрируем ведомые диски.
3. Затягиваем болты, достигнув правильного положения.
4. Надеваем кольца и устанавливаем планки.


Проверьте, были ли алгоритмы ваших действий корректны, и все ли элементы установлены правильно.


Правила грамотной эксплуатации

Чтобы детали сцепления не изнашивались за короткое время и не отказывали в работе, следует придерживаться правил ниже:

  • Обеспечивать вращение коленвала при отправлении ТС с места по минимуму, включая первую или 2-ю передачу.
  • Никогда не регулировать скорость буксовкой.
  • Не располагать ногу на сцеплении при начале движений.
  • Сбой привода выключения сцепления помешают успешной. Делаем предварительную регулировку.
  • После поездки, при плохой погоде, всегда смотрите на свободный ход.


Всё это даст возможность долго эксплуатировать как основное устройство, так и другие составляющие машины.

Удачи в дороге!


Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
МЕХАНИК