WhatsApp



Перегрев и кипение охлаждающей жидкости в автомобиле: возможные причины и устранение неисправностей

В современном автомобиле для стабильной работы двигателя необходимо постоянно его охлаждать. Для этого под капотом существует целая система, по которой циркулирует антифриз или тосол. С помощью специальной жидкости и воздуха, температура в этой системе поддерживается на уровне 90C.

Но ничто не вечно, и в ходе эксплуатации автомобиля могут возникать такие проблемы как утечка жидкости, ее закипание, неприятный запах и т.д. В этой статье мы рассмотрим причины тех или иных неисправностей системы охлаждения и возможные способы их устранения.

Как найти и устранить неисправность

Уровень ОЖ

Уровень ож

Самое первое, на что должен обратить внимание каждый водитель - это уровень охлаждающей жидкости в системе. Если жидкости слишком мало, то она начинает перегреваться. Малый уровень может свидетельствовать о том, что в системе есть протечка, охлаждающая жидкость уже долгое время не менялась, либо же с самого начала было залито недостаточное ее количество. Нам необходимо восстановить необходимое количество жидкости, ориентируюсь на метки на расширительном бачке. Если после того, как вы залили жидкость, ее уровень снова упал, то это означает, что система негерметична. В таком случае нужно проверить на предмет протечки сам бачок, шланги, трубки и соединения. Если и это ничего не дало, то необходима диагностика на станции технического обслуживания.

Изучаем термостат

Вторая причина, по которой антифриз или тосол могут закипеть - неисправный термостат. Это устройство управляет циркуляцией жидкости по большому и малому контурам охлаждающей системы. Это позволяет регулировать температуру двигателя. Когда она достигает отметки выше 90C, внутри термостата открывается специальный клапан и жидкость переходит из малого контура в большой, где и охлаждается, проходя через радиатор. Когда термостат выходит из строя, этот клапан перестаёт функционировать, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать только по одному контуру, поэтому двигатель может либо вовсе не нагреваться до рабочей температуры, либо напротив - перегреваться и закипать.

Чтобы убедиться в работоспособности термостата, необходимо на заглушенном двигателе найти патрубки, которые из него выходят и сравнить их температуру. Если один из них холодный, а другой, который подходит к радиатору - горячий, то это говорит о неисправности устройства и необходимости его замены.

Ещё одна причина, по которой антифриз или тосол могут набирать слишком высокую температуру - радиатор автомобиля попросту не справляется с нагрузкой. Особенно часто такое случается при долгой езде в пробках или очень жаркой погоде. В этом случае достаточно ненадолго выключить двигатель и дать ему возможность остыть.

Но бывает и такое, что причиной высокой температуры двигателя служит засорение трубок радиатора, в результате чего уменьшается его теплоотдача, и как итог - снижается эффективность работы радиатора. Одна из главных причин таких засорений - некачественный и дешёвый антифриз, из-за которого и образуются различные отложения в трубках.

Также и в самом радиаторе может образоваться накипь, из-за которой снижается циркуляция охлаждающей жидкости и увеличивается ее температура. В таком случае радиатор, в зависимости от состояния, нуждается либо в промывке, либо в замене.

Для дополнительного охлаждения радиатора предусмотрен специальный вентилятор. Обычно он включается, когда температура жидкости достигает отметки выше 90C и охлаждает радиатор

Но бывает и такое, что вентилятор выходит из строя или перестаёт нормально функционировать. Если температура уже порядком выше 90C, а вентилятор все ещё не заработал, то это указывает на его неисправность.

Воздушная пробка в  патрубке

Воздушные пробки в системе охлаждения - ещё одна из причин, по которым может быть затруднена циркуляция охлаждающей жидкости, и как следствие - её перегрева и закипания. Воздух может попасть в систему при ее не герметичности, либо во время замены антифриза или тосола. Избавиться от воздушных пробок можно, заехав на какую-либо возвышенность так, чтобы радиатор оказался как можно выше. После чего необходимо открутить крышку радиатора и запустить двигатель. Далее нужно прижимать патрубки системы охлаждения до тех пор, пока из них не выйдет весь воздух. Во время этой процедуры нужно удерживать повышенные обороты двигателя, поэтому лучше попросить кого-нибудь о помощи.

Дешёвый и некачественный антифриз может сильно ухудшить и сократить срок службы двигателя автомобиля. Такие охлаждающие жидкости не выполняют заявленных функций и поэтому могут засорять радиатор и водяной насос, благодаря которому происходит циркуляция антифриза по системе. Если это происходит, то охлаждающая жидкость начинает закипать, а сам водяной насос - поддаваться коррозии. Продолжать движение на машине с неработающим водяным насосом запрещено, так как это приведёт к поломке двигателя. В таком случае необходимо отбуксировать автомобиль на станцию техобслуживания или доставить его туда на эвакуаторе.

Также нарушает герметичность системы охлаждения и прогоревшая прокладка блока цилиндров. При этом в расширительном бачке появляются пузырьки, уровень антифриза снижается, а в выхлопе можно найти его следы. В случае этой неисправности необходима замена прокладки на новую.

Какой итог

Мы рассмотрели самые частые причины закипания охлаждающей жидкости в автомобиле. Как показала практика, в большинстве случаев выявить и устранить неполадку можно самостоятельно. Следует помнить, что охлаждение двигателя - важнейшая часть в его работе. Поэтому не стоит относиться к неполадкам этой системы пренебрежительно, а иначе - высока вероятность нарушения работы агрегата и выход его из строя. Каждый узел системы охлаждения несёт важную роль, поэтому не стоит допускать даже, как вам может казаться, незначительные поломки. Если антифриз внутри системы закипит - это приведёт к перегреву двигателя. Поэтому, очень важно вовремя обнаружить неисправность, возникшую в системе охлаждения, быстро заглушить двигатель и дать ему остыть. В таком случае двигатель скорее всего не пострадает. Но если вы все-таки не обнаружили неисправность и проехали на перегретом автомобиле какое-то время, то двигатель, скорее всего, будет деформирован и вас ждёт долгий и дорогостоящий ремонт. Если допустить чрезмерное перегревание двигателя, то он может заклинить. В таком случае чаще всего он уже не подлежит восстановлению, а единственным выходом будет замена агрегата на другой. Поэтому, необходимо регулярно проводить технический осмотр вашего автомобиля, а также не экономить на охлаждающей жидкости.

Соблюдение этих простых правил поможет свести к минимуму вероятность поломок в системе охлаждения, а также сильно увеличит срок службы вашего автомобиля.

Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
МЕХАНИК