
Можно провести диагностику как самостоятельно, так и обратившись в автосервис. Второй вариант предпочтительнее, так как не всегда удается устранить поломку самостоятельно, особенно в случае ее серьезности.
Специалисты автосервиса пользуются для проведения диагностики специализированными программными средствами.
Такими как:
- «АВТОАС-КАРГО»;
- Сканматик-2;
- Euroscan.

При самодиагностике обращают внимание на светящуюся лампочку Check – если она не тухнет, значит, точно есть ошибка. Если неполадку или ошибку системы можно устранить самостоятельно без помощи специалистов, то после исправления следует проверить систему повторно.
На грузовых а/м, при загорании лампы Check пишется сразу код ошибки, при наличии электронной панели приборов. Что касается выпуска современных автомобилей (последние 5 лет), там уже необходимо подключаться с помощью специальных диагностических программ и оборудования.
Ошибка, которую видно при диагностике, состоит из букв и цифр. Буква в начале кода говорит о месте ошибки – системе, в которой замечена неполадка. Буква Р говорит о неполадках в функционировании ДВС или коробки передач, В – о проблеме в одной из кузовных систем (электростеклоподъемников, замка, подушки безопасности), С – о неполадках с ходовой, а U – о том, что сбой кроется в системе взаимодействия модулей электронной системы. Вторым знаком обычно идет цифра, которой обозначается специфика проблемы, а третья сигнализирует о типе поломки. Если в коде поломки есть еще цифры, по ним можно определить номер неисправности.

Разберем стандартные коды ошибок КамАЗ 6520, с которыми может столкнуться автовладелец.
В автомобилях марки КАМАЗ такие коды могут свидетельствовать о сбоях в функционировании как электросистемы, распределительного вала, так и остальных узлов и частей машины. В том числе педалей газа, реле, руля, тормозов. Подробнее о проблемах, которые могут отображаться в виде двухсимвольного кода легко узнать из таблицы, размещенной ниже:
Код | Описание проблемы |
09 | Неисправность модуля памяти бортового блока |
11 | Проблемы с педалью газа или датчиком |
12, 13 | Проблемы в контроллере давления |
14 | Неисправность в сцеплении |
15 | Проблема с коленчатым валом |
16, 17 | Дефект с частотным датчиком |
18 | Неполадки распредвала |
19 | Повреждение основного реле машины |
21, 22, 24, 25, 26 | Дефект в топливном насосе высокого давления |
23 | Проблемы в функционировании педалей газа и тормоза, их расположении |
27 | Неполадки рулевой рейки или соответствующих датчиков |
28 | Сбой в тормозной системе |
29 | Поломка управляющего блока электронного типа |
31, 32 | Проблемы в работе датчика температуры воздушного потока |
33, 34 | Неисправность в функционировании контроллера воздушного давления |
35 | Поломка круиз-контроля |
36, 37 | Проблемы в функционировании ДВС |
38, 39 | Неисправность при прогреве горючего |
41 | Необоснованный сигнал, подаваемый с входа многоступенчатого вида |
42 | Критический выход за допустимые пределы количества оборотов ДВС |
43 | Проблемы со спидометром, некорректное отображение значения скорости |
51, 52, 53, 55, 99 | Поломка элемента управления ДВС |
54 | Превышения значения напряжения в электрической сети авто |
61-67 | Неисправность CAN |
84 | Поломка в функционировании скоростного контроллера |
97 | Неисправность в месте контакта на контроллере водной фиксации в системе подачи топлива |
Код | Описание проблемы |
520208 | Неполадки в электросистеме |
520211 | Нарушение электроконтакта в АБС |
520222 | Нарушение в порядке взаимодействия форсуночных каналов |
520223 | Проблемы в работе элемента управления, которые обычно возникают при работающем ДВС |
520224 | Неисправность с модулем EEPROM |
520225 | Сбой соответствия ПО |
520296 | Снижение характеристик эффективности работы нейтрализатора |
523601 | Несоответствие показателей контроллера холодильного агента норме |
523612 | Повреждение клапанов регулирования уровня давления |
523615 | Неисправность элемента топливного дозирования в насосе |
В автомобиле марки КамАЗ размещено большое количество датчиков, которые позволяют корректно функционировать всей системе автомобиля. Почти каждый ключевой элемент имеет собственные датчики. Они отражают корректность функционирования топливной, тормозной системы, управляющего блока, электроцепи и различных механизмов. Если датчики неисправны, об это будут говорить определённые коды во время диагностики. Коды бывают следующие:
Код | Описание проблемы |
221 | Неисправность датчика установки расположения каждой педали |
223 | Неисправность датчика установки значения атмосферного давления |
335 | Поломка в электропроводке каскада выходного типа для функционирования лампы |
231 | Сбой в работе датчика, который нужен для снятия установленных значений давления наддува на ЭБУ |
124 | Ошибка в функционировании датчика показателя напряжения |
345 | Ошибки в передаче сигнала с датчика давления отработки газа |
113 | Нарушение нормы значений частоты вращения распределительного вала |
112 | Сбои на промежутке цепи, на котором сигнал поступает от коленчатого вала на ЭБУ |
246 | Проблемы с температурным датчиком |
00550 | Нарушение целостности и корректной работы штекера ТНВД |
Неполадки в моторе имеют разные причины, которые предварительно определяются благодаря проведению диагностических операций, с последующим получением следующих кодов ошибок:
Код | Описание проблемы |
SPN 84 FMI 2 | Проблемы с поступлением сведений о текущей скорости на модуль ЕМС |
SPN 91 FMI 2 | Неправильная передача значения датчиков положения акселераторов |
SPN 190 FMI 7 | Рассогласование данных, полученных с датчиков распределительного вала и коленчатого вала |
SPN 95 FMI 4 | Отсутствие данных о числе оборотов вала коленчатого типа |
SPN 523615 FMI 5 | Неисправность в подаче топлива |
SPN 598 FMI 2 | Критическое снижение значения напряжения в электрической цепи |
653-0 | Нарушения в питающей цепи форсунок |
132-4 | Проблемы с распределением потока воздуха |
110-0 | Перегрев ДВС |
190-3 | Показатель общего сбоя в работе ДВС |
77 FMI 0 | Критическое превышение нормы оборотов ДВС |
SPN 523613 FMI 16 | Износ жидкостных фильтрующих элементов |
523470-2 | Отсутствие нужного уровня напряжения на участке электрической цепи, которая отвечает за нормальное функционирование механизма сброса давления |
SPN 791 FMI 4 | Критически снижен заряд аккумулятора |
SPN 520211 FMI 12 | Отсутствие данных от АВS |
SPN 526313 FMI 6 | Критическое повреждение, выход из строя или наличие брака с завода |
726 FMI 2 | Нарушение индикации работы распределителя жидкости |
В этот раздел вынесены все остальные ошибки работы автомобильных систем, которые стоят особняком и не могут быть распределены ни в одну из предыдущих категорий.
- SPN 977 FMI 4 – проблемы с кондиционером;
- 98-1 – высокая частота оборотов коленвала;
- 171-3 – проблемы с термометром;
- 523601-4 – критическое снижение количества масла и топлива в машине.
Такие ошибки встречаются чаще всего. Тормоза – один из важнейших элементов автомобильной системы, без корректного их функционирования невозможно нормальное и безопасное управление автомобилем.
Поэтому если появились неполадки под следующими кодами, стоит обратить на них особое внимание:
- 2182 – проблемы с функционированием горного тормоза;
- 2183 – нарушение работы первого контура тормозной системы. Электромагнитный клапан моторного тормоза 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения;
- 4308 – проблемы с тормозной системой без четкой идентификации, требуется дополнительная диагностика.
Сбои в работе тормозов нельзя игнорировать, поскольку это может привести к созданию аварийной ситуации на дороге.

Для таких грузовых автомобилей, как КамАЗ, четкое управление прицепом – залог успешного прохождения сложных виражей на дороге, поэтому данный аспект тоже не стоит упускать из виду, если появились такие коды в индикации неисправностей:
- 4335 – нарушение в электроцепи, которое привело к проблемам в связи с устройством управления прицепом;
- 4336 – нарушение связи с прицепом. Необходимо убедиться в отсутствии разрыва электролинии или короткого замыкания;
- 4337 – неисправность БУП. Неисправность блока управления прицепом, связанная с некорректной регулировкой давления.
Чтобы не возникали подобные неполадки, важно следить за корректностью работы основных узлов и электропроводки.
Не всегда ошибки, которые отражаются в ходе диагностики, оказывают критическое влияние на процесс вождения. Иногда водитель может принять решение о незначительности поломки и отсутствии необходимости срочного ремонта. Наличие проблемы может ограничивать нормальное функционирование машины. Например, препятствовать зажиганию или разгону до нужной скорости. В этом случае автовладелец может сбросить ошибки самостоятельно.
Процесс сброса осуществляется по такому алгоритму:
- прогрев двигателя;
- снятие клеммы;
- подключение клеммы;
- включение системы зажигания.
Если простые манипуляции с клеммой не сработали, для сброса НЕ НУЖНО попробовать делать короткое замыкание. Так как этим действием можно спровоцировать выход из строя модуля управления ЭБУ!
Важно отметить, что сбрасывать ошибки можно только в тех случаях, когда их наличие действительно не угрожает ни работе остальных систем автомобиля, ни безопасности водителя и пассажиров. Например, неполадки с тормозами, топливной системой или мотором не стоит оставлять без внимания, потому что эти жизненно важные системы могут отказать в самый неподходящий момент и привести к дорожно-транспортному происшествию.
Своевременно проводите диагностику КамАЗ 6520. Это убережёт от серьёзных финансовых затрат в ремонте, а таже обеспечивает безопасность на дороге во время вождения.
Автор статьи

ООО «Комтранс» - профайл Автора.ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик