WhatsApp



Почему сапунит двигатель и как это исправить?

Когда говорят, что двигатель сапунит, то имеют в виду наличие излишнего давления внутри агрегата. Неисправность может проявляться подтеками масла на корпусе двигателя, а также другими признаками.

Эта проблема может говорить как о небольших и легко устраняемых недостатках, так и о неполадках с двигателем, которые могут обернуться дорогостоящим ремонтом, а то и заменой всего двигателя сразу. Самое трудное - установить истинную причину неисправности, так как их может быть множество, а решение проблемы, как правило, лишь одно. Поэтому необходимо всегда следить за состоянием двигателя и в сразу же устранять неполадки, чтобы их последствия были минимальными.

Определением понятие

Эта проблема может говорить как о небольших и легко устраняемых недостатках, так и о неполадках с двигателем, которые могут обернуться дорогостоящим ремонтом, а то и заменой всего двигателя сразу. Самое трудное - установить истинную причину неисправности, так как их может быть множество, а решение проблемы, как правило, лишь одно. Поэтому необходимо всегда следить за состоянием двигателя и в сразу же устранять неполадки, чтобы их последствия были минимальными.

Исходя из этого, видя масло в местах стыков двигателя или сизый дым, в простонародье начали говорить, что двигатель сапунит. И вовсе не важно бензиновый это агрегат или дизельный, проблема встречается в обоих вариантах.

Диагностика и возможные причины излишнего давления

Чтобы определить эту неисправность, вам не потребуется образование механика и даже какое-либо сложное оборудование. Первое на что стоит обратить внимание - наличие следов масла в местах соединений двигателя, а также в районе расположения щупа. И если вы обнаружили следы смазки в том месте, где их раньше не было, то следует задуматься о диагностике. Чтобы точно понять, сапунит двигатель или нет нужно прогреть машину, а затем на рабочем двигателе открыть заливную горловину для масла. Далее от вас требуется внимательно посмотреть и, если увидите синий дым, исходящий от двигателя - проблема в избыточном давлении.

Распространённые неисправности

Тут все ситуативно и зависит от особенностей и марки вашего двигателя, но самыми распространёнными являются такие проблемы:
  1. Вышла из строя или загрязнена система вентиляции двигателя. Под системой вентиляции понимается клапан, который в нужный момент снижает давление до нормального. Но если агрегат по каким-либо причинам перестаёт нормально функционировать, клинит или загрязняется, то мы можем столкнуться с ненужным давлением внутри.
  2. Износ или заклинивание поршневого кольца - довольно серьезная неисправность. Если ее проигнорировать, то двигателю может понадобиться дорогостоящий ремонт.
  3. Проблема с цилиндрами и поршнями. Также очень серьезная неисправность, которая нарушает работу всего двигателя.

И только, если ни один из вышеперечисленных вариантов не вписывается в ваш случай, необходима более глубокая диагностика проблемы и, возможно, помощь специалиста. Помните, что если вы не уверены в своих силах и знаниях в этой области, то лучше доверить это мастерам своего дела. Но самостоятельная диагностика не навредит вашему автомобилю и поможет в дальнейшем исключить неправильные варианты.

Поршневая группа цилиндров

Поршевая группа цилиндров

В процессе долгой эксплуатации двигателя неизбежно повреждаются различные его узлы. Эта проблема не обошла стороной и элементы поршневой группы. Они могут потерять первоначальный вид или изменить размеры, что чревато сбоями в работе. Проверка в данном случае может быть произведена самостоятельно. Для этого вам понадобится компрессометр, с помощью которого следует произвести замеры во всех четырёх цилиндрах.

Давление в каждом цилиндре не должно быть меньше, чем двадцать два килограмма на один квадратный сантиметр. Если хотя бы один из четырёх замеров показал меньшее значение, то причиной этому может служить:

Поврежденные гильзы - очень неприятная поломка, решением которой зачастую является лишь капитальный ремонт всего двигателя, а также замену всех его поврежденных компонентов. В более серьёзных случаях это чревато расточкой двигателя, либо вообще его заменой.

Изношенные, деформированные или прогоревшие поршня двигателя - не менее серьезная проблема, с которой вы можете столкнуться. Ремонт в этом случае также влетит вам в копеечку.

Износ других различных элементов двигателя.

Так или иначе, конкретную причину неисправности вы сможете определить лишь полностью разобрав мотор, а процесс ремонта будет выглядеть плюс-минус одинаково в любом случае из вышеперечисленных.

Помните, что двигатели разных автомобилей и производителей могут различаться по своему устройству. Поэтому перед самостоятельной диагностикой внимательно изучите особенности вашего двигателя.

Поршневые кольца

Поршневые кольца

Эти детали служат для герметизации зазора между поршнями и цилиндрами. Очень важный элемент, так как любое, даже незначительное его повреждение может нарушить компрессию и стать причиной того, что двигатель имеет внутри себя избыточное давление. При неисправности колец выхлопные газы начинают попадать внутрь двигателя. Диагностика также проводится компрессометром самостоятельно или на станции ТО. Первое, на что стоит обратить внимание:
  1. Износ элементов, из-за которого они не могут правильно уплотнить пространство. Иногда кольца доводят до такой степени, что они просто рвутся. Это грозит еще более масштабным ремонтом..
  2. Залипание колец. Эта проблема может проявиться, если ваш автомобиль долгое время не эксплуатировался. Кольца закисают в одном положении и не дают нужной герметизации.

Если в двигатель попадает очень много отработанных газов, а кольца сильно изношены, то из двигателя может вытекать огромное количество масла, а также появляться другие проблемы. Главная сложность диагностики - невозможность точно определить неисправность до тех пор, пока не будет снята ГБЦ двигателя.

Вентиляция картера

Конструкция вентиляции или сапуна элементарна: специальная трубка соединяет корпус картера и верхнюю часть двигателя. Это создает целую систему компенсации давления, которая уменьшает его, когда оно начнет чрезмерно увеличиваться. Также обычно сюда включается система отвода масла, которая предотвращает выброс смазочного материала и его возврат в двигатель. Отработанный воздух поступает во впуск и снова попадает в двигатель для дальнейшего его сгорания. Для стабильной работы при избыточном давлении в системе предусмотрен клапан, который в нужное время открывается и выравнивает давление.

Если по какой-либо причине клапан клинит и он остаётся открытым, то воздух попадает во впускное отверстие, создавая разряженное давление. В таком случае увеличивается расход топлива, а работа двигателя может стать нестабильной.

При неработающем клапане, который вдруг застрял и заслонил собою отверстие создается давление и масло начинает просачиваться наружу, а также попадать в цилиндры и сгорать там. По этой причине значительно увеличится расход смазки и будет виден голубой дым.

Первоначально нужно проверить на предмет загрязнений все узлы системы, включая трубки, шланги и т.д. А уже потом, если проблема не решена очисткой этих элементов - стоит копать дальше и искать проблему внутри двигателя.

Как устранить неполадки

Если неисправность связана с поршневой группой, нужно будет снять ГБЦ и определить какой ремонт потребуется в вашем случае. Чтобы не навредить автомобилю, ремонт этих элементов лучше доверить специалисту с надлежащими знаниями и навыками, а также специальными инструментами, без которых не обойдётся такой сложный процесс.

Расточка цилиндров, замена маслосъёмных колпачков, шлифовка ГБЦ и т.д - это то, что чаще всего необходимо будет сделать в подобных случаях. Чтобы не допустить более серьезных проблем с двигателем и увеличения стоимости ремонта нужно следить за состоянием автомобиля и вовремя исключать риски серьезных поломок.

Самостоятельно произвести ремонт можно, например, в такой ситуации, когда масло давит из-за проблем с вентиляцией картера. В любом случае нужна первоначальная диагностика и устранение возможных мелких неполадок Для этого выполните следующие действия:
  1. Проверьте вентиляции, прочистите трубки и штанги. Обычно, после долгой эксплуатации они покрыты грязью и налетом изнутри, что мешает нормальному функционированию всей системы. Лучшим решением будет очистка с использованием химии: очистителя карбюратора, солярки и т.д.
  2. Осмотрите выпускной клапан. Он должен нормально работать, а если этого не происходит - нужно отремонтировать его или заменить на новый.
  3. Стоит также проверить исправность клапана, находящегося в системе отвода масла. Его каналы часто могут быть засорены, а он сам - неисправен.

Обычно такая работа занимает совсем немного времени, а двигатель начнет работать значительно лучше и стабильнее. Элементы легко мыть и чистить, главное - не пропускать ни одной детали и уделять достаточное время всем элементам, чтобы не произошло рецидива этой неисправности.

Бывает и такое, что излишнее давление возникает после того, как вы сделали капитальный ремонт двигателя. В таком случае, проблема, чаще всего, исчезает после первой тысячи километров езды. Если масло все-таки не перестало течь, вам, вероятно, придется снова разобрать двигатель и посмотреть, что с ним не так, а потом уже делать определенные выводы и планировать ремонт.

Когда происходит сбои в работе двигателя, и он начинает сапунить и вести себя не так, как раньше, не стоит игнорировать такие сигналы, потому что впоследствии это может привести к дорогостоящему и трудоемкому ремонту и даже к полному отказу двигателя.

Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
МЕХАНИК